ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России

Амбулаторная акушерско-гинекологическая помощь. Обучающий курс с использованием симуляционных технологий

36 ак.ч. 

Очная    ВО   
Федеральный бюджет, договор
Год начала реализации: 2019
Всего обучено: 855 чел.  

Программа разработана по инициативе ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России.

На обучение принимаются специалисты следующих специальностей/ должностей (нужное оставить): Врачи акушеры-гинекологи, зав. женских консультаций, заместители главного врача по поликлинической работе; Врачи акушеры-гинекологи женских консультаций, поликлиник, гинекологических кабинетов, кабинетов профилактического осмотра, ургентного родильного зала.

Среднее количество обучающихся на цикле за весь период реализации - 10.

Соответствует профессиональному стандарту «Врач акушер-гинеколог», где для врачей, осуществляющих реализацию трудовой функции: Оказание медицинской помощи населению по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара предусмотрены, с целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий – тренинги в симуляционных центрах;

Для данной группы обучающихся (первичное звено), согласно профессиональному стандарту «Врач акушер-гинеколог» реализуется возможность поддержания профессиональных компетенций:

а) применять методы осмотра и медицинских обследований пациентов в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез с учетом возрастных анатомофизиологических особенностей:

  • аускультация плода с помощью стетоскопа, ручного доплеровского устройства;
  • бимануальное влагалищное исследование;
  • визуальное исследование и пальпация молочных желез;
  • визуальный осмотр наружных половых органов;
  • измерение окружности живота, высоты дна матки, размеров таза;
  • контроль шевелений плода во время беременности;
  • определение срока беременности;
  • осмотр шейки матки в зеркалах;
  • оценку зрелости шейки матки по шкале Bishop;
  • оценку менструального календаря;
  • оценку состояния пациентки;
  • оценку степени развития молочных желез (в 1-5) и полового оволосения (р 1-5,6) по Таннеру;
  • пальпацию плода, определение положения, вида, позиции и предлежащей части плода;
  • получение влагалищного мазка, соскоба вульвы и соскоба с шейки матки;

б) выполнять инструментальные обследования пациентов в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи:

  • биопсию эндометрия (цуг, пайпель);
  • гистероскопию;
  • зондирование матки;
  • кольпоскопию/вагиноскопию/вульвоскопию;

в) выполнять медицинские вмешательства, в том числе хирургические, пациентам в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи:

  • введение, извлечение акушерского разгружающего поддерживающего кольца (пессария);
  • введение, извлечение влагалищного поддерживающего кольца (пессария);
  • введение и удаление внутриматочной спирали;
  • гистерорезектоскопию;

Обеспечивает выполнение приказа 1130н, согласно которому специалисты ургентного родильного зала (первая группа (уровень) - … медицинские организации, имеющие в составе ургентный родильный зал) подлежат ежегодному обучению в симуляционном центре и/или на рабочем месте в акушерских стационарах второй и третьей группы (уровня) для отработки практических навыков по оказанию экстренной и неотложной помощи женщинам во время беременности, родов, послеродовом периоде и новорожденным.

В этой связи предусмотрено поддержание компетенций у врача:

а) выполнять медицинские вмешательства, в том числе хирургические, пациентам в период беременности, родов, в послеродовой период, после прерывания беременности, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи:

  • вакуум-экстракцию плода;
  • ведение физиологических родов;
  • наложение акушерских щипцов;
  • приемы оказания помощи при дистоции плечиков - прием Мак-Робертса, надлобковое надавливание, прием Рубина, винт Вуда, прием Гаскин, извлечение задней ручки, заднюю аксиальную слинговую тракцию;
  • наружный поворот плода на головку;
  • ручное пособие при тазовом предлежании плода (экстракцию плода за тазовый конец, прием Ловсета, классическое ручное пособие, приемы Морисо - Левре, Смелли - Вейта).
  1. используется высокотехнологичное, максимального уровня реалистичности, медицинское обучающее оборудование;
  2. используются элементы дополненной 3D виртуальной реальности;
  3. имеет оптимальную продолжительность 36 академических часов, которые используются максимально эффективно;
  4. 90% учебного времени посвящено практическому освоению навыков, проведению мастер-классов и тренингов (теория минимизирована);
  5. разработана на базе современных клинических рекомендаций, по которым работают все существующие акушерско-гинекологические лечебно-профилактические учреждения Российской Федерации;

Программа построена на основе пожеланий врачей женских консультаций, собранных по итогам опыта обучения за 4 года. С учетом пожеланий были внесены необходимые изменения. В связи с этим отвечает требованиям поддержания современных компетенций врача первичного звена. Помогает врачу женской консультации уверенно осуществлять свою непосредственную практическую деятельность.

В рамках данной программы очередной год выполняем заказы Минздравов Марий-Эл, Ульяновской области, Республики Татарстан по обучению врачей первичного звена (женской консультации) навыкам и умениям, в соответствии с компетенциями врачей стационаров. Чтобы соответствовать требованиям Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 октября 2020 г. № 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" о кадровом обеспечении ургентного родильного зала.

Актуальность освоения дополнительных расширенных компетенций врачами первого уровня оказания медицинской помощи продиктована в том числе универсальностью современных специалистов акушеров-гинекологов, особенно в районах республик и областей. Там, где, практически все, врачи работают по совместительству дежурантами родильных домов, будучи по основной работе участковыми врачами женских консультаций.

Контактная информация

Сайт: перейти по ссылке

Вопрос-ответ
🡡 Увеличить окно